Мосхофор, ветрувианский человек и американец. Что изображено на стенах магазина “Меридиан”?

Что ни говори, а в советское время к открытию магазинов подходили с особым трепетом. В конце 80-х годов на улице Крупской в Братске появился большой книжный магазин “Меридиан”. Он должен был обслуживать жителей новых на тот момент 23-его и 24-го микрорайонов (их строительство как раз завершилось). Впрочем, наверняка сюда приходили и те, кто жил в микрорайонах и более ранней постройки – как-никак единственный книжный магазин на десятки километров. Возможно, от этого и название – книжный магазин как бы охватывает ближайшие районы.

Магазин “Меридиан” сейчас (источник)

Сейчас, спустя 30 лет, несмотря на снижения интереса к книгам в их традиционном формате, “Меридиан” продолжает оставаться книжным магазином. Но удивительнее всего, что за всё это время не пострадала удивительная роспись на стенах в здании книжного магазина. Да, рисунки немного выцвели, поверх них прикрутили лампы и проложили кабель-каналы. Однако они до сих пор впечатляют. Планировка здания, где находится “Меридиан” такая, что чтобы попасть в книжный магазин, нужно подняться на второй этаж и пройти вдоль стен с росписью. Так что всякий, кто бывал в магазине, просто не мог не обратить на них внимание. Что изображено на стенах книжного магазина мы и расскажем в нашем материале.

Магазин “Меридиан” в конце 80-х годов

КАРТИНЫ ИЛИ КОПИИ?

К большому сожалению, но отыскать в интернете что-то об открытии магазина “Меридиан”, а также имя автора рисунков, нам не удалось (если что-то знаете, обязательно напишите в комментариях). Замысел художника в принципе понятен: рассказать историю стремления человека к знаниям с древнейших времён до космической эпохи.

Нам кажется, перед художником стояла одновременно и лёгкая, и трудная задача. Коридор магазина, не такой уж большой, а образы, которые выразили бы идею, должны были быть яркими и угадываться моментально. И автор нашёл довольно простой и оригинальный выход – на рисунках он изобразил реальные картины, фотоснимки и даже скульптуры, добавив к ним кое-какие штрихи. Художник прекрасно подобрал образцы – любой мало-мальски образованный человек мог понять, если не всё, то многое из того, что изобразил автор.

И это, кстати, дорогого стоит. Художнику, расписывавшему стены коридора в книжном магазине, удалось отойти от того, чтобы написать рядом с персонажами рисунков, кто они и чем знамениты. (сравните: недавно, мы писали о барельефах Братской ГЭС, так вот там скульптору пришлось отдельно подписать писателя Радищева, потому что в противном случае, никто бы не понял, кто именно изображён).

ДРЕВНОСТЬ. ИКАР.

В росписи отражено сразу несколько эпох. Древность (античность), эпоха Возрождения и современность. Число эпизодов в каждой эпохе примерно одинаковое. Временная линия есть, однако выглядит она несколько странно. Как только человек попадает в коридор магазина и поднимается по лестнице – он идёт от Возрождения к современности, а у самого входа в магазин его встречает персонаж древнегреческих мифов – Икар. На остальные античные сюжеты посетителю видны, когда он уходит. Над выходом из магазина посетитель может увидеть изображения знаков зодиака. Для удобствам мы будем двигаться от Икара. Да и по логике росписи так будет правильно (потом увидите почему).

Собственно, изображение персонажа древнегреческих мифов, пожалуй, самое узнаваемое среди всех остальных. В самом деле, миф о юноше, который на самодельных крыльях взлетел до самого солнца и рухнул вниз, знаком многим. Но коротко повторим. Изобретатель Дедал, спасаясь с Крита от царя Миноса, смастерил крылья из перьев для себя и сына Икара и попросил того не подниматься к Солнцу, но тот ослушался, взлетел высоко, воск, крепивший перья, растаял, а несчастный Икар рухнул в море и утонул возле острова Самос.

Образ Икара трагичен. Зачастую он символизирует стремление человека покорить природу (тут: обрести возможность полёта подобно птицам), но из-за недостатка знаний и излишней самоуверенности все начинания икаров терпят крах. Мифическому юноше посвящены десятки если не сотни картин. Возможно, автор росписи “Меридиана” вдохновлялся картиной 17-й века Якоба Гови “Падение Икара”. Согласитесь, поза похожа.

Падение Икара. Якоб Гови, 1636 – 1637 года (источник)

На заднем плане изображения Икара в “Меридиане” типичные пейзажи Древней Греции – видно по строениям с характерными колоннами. Это акрополи, или скорее, храмы, посвящённые богам, в них расположенные. Сам акрополь – это часть греческого полиса (города-государства).

ЗОДИАК.

О знаках Зодиака знает каждый. Однако, расположенный рядом с Икаром эпизод никакого отношения к предсказанию будущего не имеет.

Зодиак – понятие не только астрологическое, но и астрономическое. Родом тоже из Древней Греции. Зодиак (по-гречески – “круг животных”, некоторые из них вымышленные) – это 12 созвездий, в которые заходит Солнце в течение года, двигаясь по небосводу. Чтобы пересечь одно созвездие и войти в другое Солнцу нужен ровно месяц  (12 знаков зодиака – 12 месяцев). Собственно на это намекает и сам рисунок.

Обратите внимание, как расположены животные (телец и лев), а также кентавр (стрелец). Они как бы выстроились в круг. У изображённого рядом мужчины в руках циркуль, которым можно чертить окружность, да и полыхающий шар не оставляет сомнений в том, что перед нами солнце, которое движется по небосводу.

Что до мужчины, то вряд ли перед нами какой-либо исторический персонаж или герой мифов. Скорее всего это собирательный образ учёных древности. Античная наука была достаточно продвинутой для своего времени. К примеру, греки смогли доказать, что земля имеет шарообразную форму и почти точно вычислить её диаметр задолго до великих мореплавателей Нового времени.

ТРОЯ, МОСХОФОР И ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА.

Взгляд мужчины на рисунке с зодиакальным кругом направлено в сторону… летающей тарелки. В том, что это какой-то летательный аппарат сомневаться не приходится: во-первых он парит, отбрасывая тень, во-вторых, у него заметно четыре иллюминатора округлой формы. Это, пожалуй, самый загадочный образ во всей росписи. Что летающая тарелка делает в Древней Греции (а это именно она) не понятно. Толкований может быть масса. Но мы остановимся на версии, что художник просто добавил летающую тарелку, потому что в 70-е и 80-е годы мифы об НЛО были ещё довольно живучи – некоторые особенно впечатлительные советские граждане вполне себе верили в существование инопланетян. Возможно, художник просто решил, как мы это называем сегодня, хайпануть. А может перекинуть мостик между мифотворчеством 20 века и древностью (но это как-то сильно сложно и выбивается из довольно простых образов и понятной концепции росписи). Короче, хайп.

Со всем остальным понятнее. Человек смотрел не только вверх, в небо, но и не активно вёл деятельность на земле и воде. Корабли – боевые суда под названием триремы. Такие использовали древние греки, римляне, финикийцы, плавая по Средиземному морю. Возможно, в данном случае речь идёт о мифических аргонавтах, отправившихся искать золотое руно к побережью Чёрного моря. Но эти лишь догадки, никаких указаний на это нет. Здесь важно понимать сам образ – человек, благодаря знаниям, со временем освоил морскую среду, начал строить корабли, перемещаться от одной части суши к другой, открывать новые земли.

Ниже и левее – изображение коня за стенами и языки пламени. Это явная отсылка к падению Трои – великого древнего города в Малой Азии. Знаменитую Троянскую войну описал греческий поэт Гомер (о нём ещё поговорим), произошла она по прикидкам учёных где-то в 1300 году до нашей эры, хотя сам город появился за долгие века до этого. Причиной войны якобы стало похищение троянцами из Греции Елены Прекрасной (самой красивой женщины на свете). Результат войны – полное уничтожение Трои. Герои Ахиллес, Одиссей, имена которых слышал любой, – это оттуда, из эпоса о Троянской войне.

Трейлер фильма “Троя” (США, 2004 год)

Оттуда же Троянский конь. Огромного деревянного коня построили греки, в него забрались храбрейшие войны. Остальные погрузились на корабли и отчалили. Коня троянцы привезли к себе в город. Спрятавшиеся в нём греки выбрались наружу и открыли ворота для остальной части войска, которая вернулась обратно на кораблях.

Правее Трои мужчина несёт тельца. Это не исторический персонаж или герой мифов. Это изображение так называемого мосхофора. Мосхофор – это почти целиком сохранившаяся античная скульптура, созданная примерно в 6 веке до нашей эры. 

Мосхофор – довольно узнаваемый символ древнегреческой культуры (его изображали не только в специализированной литературе, но и в школьных учебниках). Скорее всего, на росписи он понадобился для того, чтобы подчеркнуть, что в этом эпизоде речь идёт об античной Греции – колыбели нынешней европейской цивилизации, между прочим.

Мосхофор. Около 570 г. до н.э. (источник)

Правее от всего этого изображён тот, благодаря которому до нас дошла история Трои. Это слепой поэт-сказитель Гомер. Считается, что именно он автор поэм “Иллиада” и “Одиссея”, рассказывающих о падении Трои и приключениях героев после войны.

Жил Гомер примерно в 8 веке до нашей эры. Во всяком случае на этом временном промежутке сходятся мнения большинства учёных. В руках у Гомера предмет напоминающий лиру – струнный инструмент (только здесь он почему-то без струн). Символ поэтов и поэтического искусства. Всё просто.

За спиной у Гомера – изображение известной статуи богини победы Ники. Зачем она – не до конца ясно. Во-первых, сама статуя появилась гораздо позже периода, когда жил и творил Гомер, во-вторых, она больше касается военных побед, хотя и музыкальных состязаний тоже (но с кем соревноваться Гомеру?). Скорее всего художник вставил изображение хорошо известной ему скульптуры для того, чтобы заверить композицию эпизода.

ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Древность составляет большую часть росписи. Вслед за ней, минуя тёмные средние века, наступает эпоха Возрождения с её научными открытиями. Возрождение по тому и называется возрождением, что на многие научные идеи и знания античного мира начали обращать внимание учёные. Двое из них изображены в росписи.

Первый – это знаменитый изобретатель, музыкант, художник Леонардо да Винчи. Нужно ли что-то добавлять к описанию этого человека? Величайшие деятель своего времени, жил с 1452 по 1519 года. В массовом сознании Леонардо да Винчи считается чуть ли не волшебником: почти создал вертолёт и подлодку, писал гениальные картины (одни “Мона Лиза” и “Тайная вечеря” чего стоят), основоположник современного инженерного знания. В общем, универсальный человек.

Но почему на рисунке изображён именно он: ведь никаких подписей нет. Ответ чуть выше и правее. Там художник поместил знаменитого ветрувианского человека. Это знаменитая иллюстрация Леонардо да Винчи к одной из книг.

Суть двух фигур обнажённого мужчины (с разведёнными руками и ногами), наложенной одна на другую и вписанных в круг и квадрат, – показать математически пропорции человеческого тела (локоть – это шесть ладоней, ступня – 4 ладони и так далее). Возможно, именно на пропорции намекает фигура рядом с ветрувианским человеком (обратите внимание на линии, которые проходят через неё).

На столе перед изобретателем – листок бумаги. Сам он в такой позе, будто его вот-вот посетит очередная гениальная идея, которую надо записать. Что за здание за окном комнаты, в которой находится гений, точно неизвестно. Очень похоже на Собор Парижской Богоматери, но к нему Леонардо да Винчи отношения не имеет.

Второй учёный – поляк Николай Коперник. Тот самый, что доказал, что не Солнце крутится вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Автор гелиоцентрической картины мира. Жил, кстати, примерно в одно время с Леонардо да Винчи – с 1473 по 1543 годы. Собственно на рисунке Николай Коперник в мантии учёного на неполной модели солнечной системы указывает на Солнце, вокруг которой по орбитам вращаются планеты. Учёные мужи, слушающие Коперника, судя по всему, несколько озадачены новой системой мира.

В реальности никаких выступлений не было. Книга “О вращении небесных сфер” (над которой Коперник работал 40 лет) была напечатана чуть ли не тайно с анонимным предисловием, где говорилось, что изложенное в книге – любопытный математический приём, не более. Сделать из Земли рядовую планету – это смелый по тем временам шаг, церковь бы не оценила (позже католическая церковь и вовсе запретит поддерживать эту теорию). Коперник при жизни издание собственной книги так и не увидел.

Николай Коперник. Портрет, 1580 год. (источник)

Отметим небольшую неточность в изображении гелиоцентрической модели на рисунке. У Коперника все орбиты планет были круговые. То, что они имеют форму эллипса (как в росписе в “Меридиане”) учёные докажут позже.

СОВРЕМЕННОСТЬ. КОСМИЧЕСКИЕ ПОЛЁТЫ.

Тема небесных тел и космоса на росписи продолжается уже в условной части “Современность”. Сразу два эпизода посвящены покорению межзвёздного пространства, и без примесей фантастики.

Справа от Николая Коперника изображены два астронавта на поверхности Луны. Речь тут, конечно, идёт о полёте корабля “Аполлон-11” и высадке астронавтов США на спутник Земли. Смотрящий с рисунка человек в скафандре – Эдвин “Базз” Олдрин. Это второй человек на Луне. Его изображение на рисунке в братском магазине практически полностью копирует фотографию, сделанную 21 июля 1969 года – в день высадки американцев на Луне.

За спиной Олдрина стоит ещё один астронавт. Он как бы одновременно и поддерживает и приветствует земной шар. Похожей фотографии просто нет. Этот астронавт – собирательный образ покорителей космоса.

Удивительно, кстати, что именно высадку на Луну астронавтов из США изобразил художник, расписывавший стены “Меридиана”. Ведь когда мы говорим о космосе, на ум сразу приходит имя Юрия Гагарина. Вероятно, художник хотел подчеркнуть, что знания не только оторвали человека от Земли, но и помогли ему сделать первые шаги на другом небесном теле. Да и отношения с США с середины 80-х начинают налаживаться.

Но заканчивать роспись астронавтами из США художник все же не решился. Хотя вот эта картина с высадкой на Луне придавала бы всей росписи завершённость. Но это лишь предположение. Завершает роспись – изображение советского космонавта. Но это опять не Юрий Гагарин, а первый человек, вышедший в открытый космос Алексей Леонов (1965 год).

Алексей Леонов (источник)

Есть все основания полагать, что на росписи изображён именно он. Во всяком случае очень похоже: шланг, шлем с надписью “СССР”. Рядом нарисован космический корабль. Его трудно опознать, скорее это просто космический корабль для композиции.

Парящий космонавт как бы закольцовывает всю картину по периметру коридора. Правее советского космонавта тот самый Икар: люди, которые в древности пытались научиться летать спустя много веков не только покорили воздушное пространство, но и вышли за пределы Земли, колыбели человечества. Накопленные за многие века знания постепенно, от эпохи к эпохе, вели к этому.

***

Если вам кажется, что мы что-то упустили или где-то ошиблись, обязательно пишите нам комментарии, а также делитесь этой ссылкой друзьями. Небольшая финансовая помощь тоже приветствуется. Деньги идут исключительно на развитие проекта “Ангарида”. Форма для отправки средств – ниже, комментарии – под ней.

У этой записи 2 комментариев

    1. Спасибо.
      А туда разве можно попасть? Да и какова вероятность, что роспись сохранилась? Есть современные фотографии? Было бы интересно взглянуть.

Добавить комментарий

Закрыть меню