Братские украшательства. В городе постоянно делают “красиво”, но всё чаще выходит “колхоз”

На днях в Братске появилась “Скамья примирения” – милая лавочка с причудливыми узорами, которую установили недалеко от здания администрации города. Лавочка красивая – этого не отнять. Авторы объекта придали ему определённый смысл – поссорившиеся влюблённые могут решить свои проблемы, просто посидев и поговорив на лавочке. Отличная идея, оригинальное исполнение, прекрасная лавочка – можно порадоваться. Отчасти.

“Скамья примирения” (источник)

Незадолго до появления “Скамьи примирения”, возле одной из “шиномонтажек” поставили скульптуру трансформера. Мастерская носит звучное название “Оптимус”, поэтому и трансформера поставили соответствующего – Оптимуса Прайма. Но об этом вряд ли догадается сторонний прохожий или посетитель “шиномонтажки”. Вряд ли человек нашей культуры знаком с богатой американской вселенной трансформеров. Однако, если судить по лайкам в соцсетях, скульптура пришлась людям по душе, хотя ничего особенного в ней нет: ну робот, ну держит в одной руке гаечный ключ, в другой покрышку. Юмор такой. Лидер автоботов (это такие “добрые трансформеры”) устал от бесконечных войн за справедливость и на пенсии пошёл подрабатывать шиномотажником…

Скамья и трансформер – всего лишь два примера, которые иллюстрируют, насколько современное благоустройство Братска бывает бессмысленно и беспощадно.

#####

Скульптор Эдуард Романов (тот, который создал шиномонтажника Оптимуса), безусловно, талантливый человек. Несколько лет назад в Энергетике появилась его первая уличная фигура: старичок-леший. Он до сих пор стоит возле подземного пешеходного перехода – иногда со старичком-лесовичком фотографируются прохожие. Впоследствии было ещё несколько работ. Все они были сделаны на заказ для каких-нибудь магазинов, кофеен и так далее. Но в отсутствии конкуренции в 2019 году миру был явлен Айболит в окружении животных. Скульптурную группу с натяжкой можно назвать композицией. Это несколько зверей и добрый доктор, которые стоят возле ветеринарной клиники.

С первого взгляда вроде всё хорошо: зайчик, мишка, котик, пёсик, доктор Айболит. Всё ярко, красочно, но это просто зайчик, мишка, котик пёсик и врач.

Теперь взгляните на скульптуру доктора Айболита из Иркутска.

Почувствовали разницу? Иркутскому Айболиту даже не нужны яркие краски, чтобы получился образ врача, который (по Чуковскому) сквозь ветер и вьюгу “спешит к несчастным зверятам” на помощь. Языком скульптуры автор создал образ, а не просто красивую, но пустую фигуру.

Скульптуры Эдуарда Романова – это целиком и полностью коммерческий продукт. Если люди за это платят, значит, это кому-то нужно. К автору никаких вопросов. Он делает своё дело и делает его хорошо, чтобы хватало на хлеб с маслом. В предпринимательской среде Братска считается модным установить у себя перед магазином раскрашенную бетонную скульптуру. Если есть спрос – есть и предложение. А если нет конкуренции, то зачем мудрить?  

#####

Со скульптурами некоммерческими ситуация не лучше. А может даже хуже. За скульптуру возле магазина платит его владелец – и она, скульптура, как минимум, должна соответствовать представлению хозяина магазина о прекрасном. А если за скульптуру платят горожане, через бюджет, то о какой-то художественной ценности говорить не приходится. Чиновник – не художник. Ему важно не как выглядит, а чтобы не упало на следующий день, а заодно, чтобы начальству понравилось и ветеранам-общественникам (а среди них тоже далеко не все выпускники академий культур). Есть в скульптуре какой-то образ или нет – для чиновника дело десятое. И вряд ли стоит его за это винить.

Тут показательный пример с памятником Ивану Наймушину, который почему-то упорно именуют памятником первостроителям Братска. Хотя даже мимолётного взгляда понятно, кому поставили памятник в Энергетике около Братской ГЭС. Из первостроителей там 3 монтажника-высотника. Все первостроители были монтажниками-высотниками, что ли? Но это не главное. Главное фигура, которая возвышается возле бетонной стелы, на которую нанесена карта, которую в свою очередь можно разглядеть только вблизи.

Памятник первостроителям Братска Ивану Наймушину

Но вернёмся к доминанте. Трёхметровая фигура главного строителя Братска и гидроэлектростанции выглядит бесхитростно: на постаменте возвышается мужчина, который смотрит вниз и держит за спиной в руках папку. Почему этого человека называли “гидромедведем”, выдающимся строителем и умнейшим инженером своего времени, создавшем уникальное гидротехническое сооружение – решительно непонятно. Перед нами классический советский номенклатурщик, отдалённо похожий на генсека Леонида Брежнева. Какие эмоции должны испытывать люди, глядя на номенклатурщика?

Для примера, ещё один памятник первостроителям. Обратите внимание, что здесь представлены люди разных профессий. Но главное, мы видим динамику. Автор как будто запечатлел миг, когда молодые, волевые, и целеустремлённые люди шли строить Комсомольск-на-Амуре. Это оттуда памятник.

Памятник первостроителям в Комсомольске-на-Амуре (источник)

В общем в Братске не получилось ни возвеличить подвиг первых строителей, трудившихся в тяжелейших условиях, ни выдающегося для города человека.

#####

Возможно, братчане уже и не помнят, но около десяти лет назад, возле ЗАГСа в Центральном районе появилась Loveчка. Лавочка для влюблённых. C кованными металлическими элементами, надписями “я тебя люблю” на разных языках мира и в целом, довольно милый объект. Что нас интересует в разрезе этой статьи, так это выбор места. Как уже говорилось, лавочка появилась возле ЗАГСа. Логика проста и понятна – влюблённые, назначая здесь свидания, намекают на серьёзные отношения.

Loveчка возле ЗАГСа в Братске (источник)

Перенесёмся на десять лет вперёд и попробуем объяснить, почему “Скамья примирения” появилась в сквере на проспекте Ленина, недалеко от гостиницы “Братск” и здания городской администрации… И мы попадём в тупик. Мы не сможем этого объяснить. Скамья там появилась просто потому, что её там поставили. Это явно не то место, где влюблённые назначают свидания. Место пустое, без высоких деревьев, а значит просматривается одинаково со всех сторон – какое уж тут уединение влюблённым. Тут же полуполоманные деревянные скульптуры, которые остались от какого-то конкурса и тоже размещённые здесь без особого смысла. Их “воткунули” просто для того, чтобы было “типо красиво”, совершенно не задаваясь вопросом, для чего они там.

Но повторимся, сама лавочка по фотографиям выглядит замечательно. Как говорится, видно что автор вложил в произведение душу. Обратите внимания сама скамья не параллельна земле, она скатная с двух сторон – сидеть вдвоём получается не очень удобно, поневоле придётся придвигаться друг к другу. Не открытие, конечно, но очень оригинально и интересно.

Скамью пообсуждают пару дней, да забудут, потому что она совершенно не вписана в контекст сквера (там его вообще нет).

Представьте, что вы приносите домой и ставите в комнате каждый день разные произведения искусства: античные статуи, средневековые иконы, произведения художников Возрождения, современные скульптуры и картины. Будет ли ваша комната красивой? От беспорядочной установки даже гениальных произведений ваша комната не станет музеем, а превратится в чулан с дорогущими вещами.

Последствия бессмысленного украшательства можно наблюдать, например, на улице Советской. Каждый предприниматель, имеющий магазинчик или ещё что-то на одной из главных городских улиц, украшает свою территорию исключительно по своему вкусу.

Разный подход к оформлению магазинов на улице Советской (источник)

Иногда получается красиво, но когда идёшь по улице от разного рода вывесок, баннеров, мелких элементов вроде заборчиков просто рябит в глазах. В последнее время бесконтрольная установка привела к тому, что в городе можно наблюдать “ларёчный ренессанс”. Прямоугольные коробки разной степени убогости начинают заполнять городское пространство. Создаётся ощущение, что за внешним видом города никто уже не следит. Город превратился в старую одинокую старушку, которая  уже не может поклеить новые обои, а вместо этого вешает на старые обои найденные на улице китайские картинки. Бывают такие старушки.

#####

Сквер “Ангарские каскады” как ничто иное лучше всего доказывает, что концепция “засунуть всего по чуть-чуть и будет красиво” ошибочна. На одной территории как-то уживаются подвесные и обычные скамейки, похожие на лежаки; кажущиеся бездонными урны, перголы, пластиковый разноцветный детский городок; вписанный каким-то непонятным образом в “торжество бетона и дерева”. Тут же находится площадка для занятия спортом, качеля в виде гнезда и крайне скудное озеленение. Саженцев много, но когда они ещё они вырастут? Да и вырастут ли?

Почему в одну кучу напихано всё и сразу непонятно. Собственно, что делать на этом сквере, который продувается, со всех сторон, не ясно. Посидеть на лавочке? Но кроме раскачивающихся скамеек долго сидеть не получается – лавочки без спинок, да и зачем сидеть, если тени нет и смотреть не на что: вокруг дороги, дома, да здание театрально-концертного центра. Привести сюда детей? Площадка слишком маленькая. Позаниматься спортом? Турников немного, да и зачем сюда идти, если в соседнем дворе тоже есть турник.

И причём тут “каскады”? Каскады подразумевает какой-то перепад высот или искусственные водопадики, ручейки и прочее. Где это всё? Видимо, название подбирали по такому же принципу, как и благоустраивали: неважно, что означает, главное, чтоб звучало.

#####

Но самое поразительное, что братчане всего этого не замечают. Фотографии с трансформером и скамейкой набирают сотни лайков в соцсетях и собирают восторженные комментарии. Возле памятника Наймушину каждый год проводятся митинги и возлагаются цветы, по “Ангарским каскадам” гуляют и радуются жизни люди.

И за всё это вряд ли братчан стоит критиковать. Люди действительно искренне радуются всему, что хоть как-то украшает город, потому что ничего лучше в Братске просто не делают. И не сделают. Некому, не на что, да и незачем. Зачем стараться, если итак всё примут на ура? В стране слепых и одноглазый – король.

Добавить комментарий

Закрыть меню