“Дикий тунгус”, гимн из оперы, опальный писатель. Что изображено на барельефе Братской ГЭС? Часть 1

Братская гидроэлектростанция по праву считается одной из главных достопримечательностей города. Великое инженерное сооружение производит неизгладимое впечатление не только на гостей Братска, но и на самих братчан. ГЭС слишком огромная, слишком монументальная, чтобы глаз “замыливался” при взгляде на неё.

Между тем на Братской ГЭС есть вещи, которые впечатляют не меньше её самой, но для рядового братчанина они стали уже привычными. Проезжая по плотине, он их уже не замечает. Речь идёт об уникальных барельефах, которые находятся на правой и левой врезке ГЭС. Их можно разглядывать часами. И каждый элемент – не просто красивая картинка, он наполнен определённым смыслом. В этой публикации будем разбираться, что изображено на правобережном барельефе.

ОСВОЕНИЕ СИБИРИ ИЛИ ИСТОРИЯ БРАТСКА?

Сначала кое-что общее. Согласитесь, что барельефы выглядят крайне необычно и не похожи на типичное произведение художника или скульптора, жившего в 20 веке. Картины отдалённо напоминают барельефы древних народов, например, египтян, которые подобным образом записывали для истории значимые события. Видимо, подобная форма для барельефов Братской ГЭС тоже была выбрана неслучайно: она должна была подчёркивать не столько промышленное и экономическое, сколько историческое значение одной из мощнейших в мире гидроэлектростанций. Все важнейшие события, связанные с ГЭС должны были быть записаны языке, который переживёт столетия. То есть в камне, в нашем случае – на бетоне.

Пример древнегреческого барельефа

Правобережный барельеф скульптор С.Шапошников закончил в 1967 году. Об этом есть небольшая запись на самом барельефе. Общепринятого названия не удалось найти. Где-то он значится, как “Освоение Сибири”, где-то, как “История Братска”, где-то неотделим от левобережного барельефа, а всё вместе носит название “Покорение Ангары”. Впрочем, название здесь не особо важно. Важна идея.

1967 год – для Советского Союза – год знаменательный. Тогда отмечался полувековой юбилей Великой Октябрьской Социалистической революции, военного переворота в Петрограде, который на долгие годы определил судьбу России. Так что главная тема правобережного барельефа угадывается достаточно просто – становление советской власти в Сибири.

КРАСНОАРМЕЕЦ С ПОРТРЕТОМ ВЛАДИМИРА ЛЕНИНА

Фигура красноармейца, который держит над собой полотнище с портретом основателя советского государства Владимира Ленина – центральный элемент правобережного барельефа. И дело здесь не только в том, что в 67-м году в СССР отмечали 50-летие Революции, а Владимир Ленин – один из её организаторов, и художник просто был обязан вписать Ильича в своё произведение. С именем Владимира Ленина связана вся система электроэнергетики страны. Так что в этом смысле он не только вождь мирового пролетариат, но ещё и основатель всей отрасли.

В 1920-е годы был разработан государственный план электрификации Советской России (сокращённо ГОЭЛРО). “Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны”, – говорил Ленин. План ГОЭЛРО предполагал создание десятков тепло- и гидроэлектростанций на большей части страны. План стал основой экономики молодой страны, положив начало индустриализации. Братская ГЭС строилась позже реализации Плана ГОЭЛРО, однако она стала своего рода его логичным продолжением.

Стоит сказать, что фигура красноармейца, олицетворяющего советскую власть, здорово выделяется среди всех остальных. Он, как египетский бог или фараон возвышается над остальными персонажами барельефа. Это титан, который не принадлежит этому миру, он – олицетворение идеи. Однако некоторые “участники” массовой картины его всё же видят (об этом ещё скажем).

ДЕКАБРИСТЫ

Слева от красноармейца идёт колонна декабристов. Они не подписаны, но угадывается, что речь идёт именно об аристократах, которых отправили в Сибирь после событий на Сенатской площади в начале 19 века. Угадывается, прежде всего, по одежде. На первой фигуре одежда европейского фасона по моде того времени, на второй – форма офицера.

14 декабря 1825 года группа дворян-единомышленников и гвардейских офицеров попытались не допустить вступления на престол императора Николая I. Заговорщики (их позже назовут декабристами) полагали, что таким образом смогут уничтожить самодержавие, отменить существовавшее на тот момент крепостное право, а также внедрить ряд законов, которые делали бы жизнь в императорской России более свободной.

Восстание декабристов. Рисунок 1830-х годов

Восстание провалилось. Многих из участников заговора отправили в ссылку в Сибирь, в том числе и на те территории, которые сейчас входят в состав Иркутской области (в 19 веке административное деление страны было другим). В ссылке дворяне вели довольно активную жизнь: занимались хозяйством, обучали местных крестьян грамоте и даже проводили исследования. Например, к научным выкладкам декабриста Петра Муханова (его именем названа улица в Братске) обращались советские инженеры при строительстве Братской ГЭС.

Семён Левенков. Декабристы. Картина около 1950-го года.

Любопытно, что на барельефе изображено именно 5 фигур декабристов. Столько человек было приговорено к позорной для дворянина казни через повешение. Одной из фигур помогает идти женщина. Это собирательный образ жён декабристов, многие из которых поехали в Сибирь вслед за своими мужьями. Но этот образ не только для того, чтобы подчеркнуть самопожертвование русской женщины. Жена декабриста одна из немногих, кто видит Красноармейца. Так что она здесь скорее, как образ надежды на светлое будущее.

Декабристов и Красноармейца соединяет надпись “Из искры возгорится пламя”. И это тоже примечательная деталь. Изначально эти строчки были в стихах декабриста и поэта князя Александра Одоевского, который, кстати, некоторое время отбывал каторгу на территории Иркутской области. Вот отрывок.

Наш скорбный труд не пропадёт:

Из и́скры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберётся под святое знамя…

Позже эту же фразу использовал Владимир Ленин, как эпиграф для своей революционной газеты “Искра”. Такое вот соединение двух эпох.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ МАТРОС И ПОЕЗД

Справа от красноармейца ещё несколько символов Революции. Во-первых, это революционный матрос со знаменем. Для Братска и для Сибири образ матроса не характерен (всё-таки у нас тут нет флота), но этот образ довольно легко считывается, если знать, что сам процесс военного переворота в Петрограде в 1917 году чётко ассоциируется с выступлениями матросов, которые сыграли одну из ключевых ролей, как в Февральской, так и Октябрьской Революциях 1917-го года. Так уж повелось, что изображение восстания народных масс не обходилось без образа лихого парня с бескозыркой на голове. Так он оказался и на барельефе Братской ГЭС.

Ленин и матросы

Во-вторых, поезд. Тоже довольно известный образ. Поезд летящий вперёд по рельсам истории, обязательно должен был привезти людей, которые в нём едут, к светлому коммунистическому будущему. По всей видимости образ поезда, как неумолимого движения вперёд, появился ещё в 20-е годы прошлого века из популярной в революционной среде песни. Вот её припев:

Наш паровоз, вперёд лети

В Коммуне остановка.

Другого нет у нас пути –

В руках у нас винтовка.

Важно. Красноармеец с полотнищем – он находится здесь и сейчас. А фигура матроса и очертания поезда, как бы являются его продолжением и направлены в правую сторону. Это тоже неслучайно. Матрос и поезд устремлены в будущее, тогда как многие движутся в противоположную сторону, в прошлое (прошлое уходит, будущее наступает). На барельефе ведь есть и своя временная шкала.

АТАМАН И ЧЕЛОВЕК С МЕДВЕДЕМ

Начинается эта шкала на левой части барельефа. На самом краю изображены Брацкий острог и два человека. Кроме этого выбита дата (её, кстати, легко не заметить) “1631” – это год основания Брацкого острога (да, тогда писалось “Брацк”, через “ц”)

Что за фигуры у Брацкого острога? Это казаки. Именно благодаря им московской царство прирастало Сибирью и Дальним Востоком. Возможно, бородатый мужчина с большими руками и топором – никто иной, как атаман Максим Перфильев, основатель Брацкого острога. Но с уверенностью этого сказать нельзя. На барельефе только одна фигура, личность которой можно точно установить (об этом позже), так что бородатый казак – скорее всего, собирательный образ первопроходцев, который срубили острог и положили начало современному Братску.

Башня Братского острога в музее “Ангарская деревня” (Братск)

Изображённый левее условного атамана молодой человек примечателен тем, что держит в на вытянутой руке медвежонка. Интересный образ. Всё-таки медведь – это не то животное, которое можно вот так поймать, взять за шкирку и показывать направо и налево. Медведь – хозяин тайги, но с приходом на брацкие земли казаков, хозяином тайги стал человек. Скорее всего, именно эту мысль выражал скульптор, когда изображал молодого человека. К этому, пожалуй, можно добавить, что пушнина в 17 веке была одним из главных ресурсов, которые поставляла Сибирь в Москву. Но для выражения этой мысли медведь не очень подходит, хотя отчасти образ молодого человека можно толковать и как символ богатого края.

Кстати, по всему барельефу тут и там разбросаны изображения диких зверей и птиц , а также схематичные изображения деревьев (такие обычно встречаются на географических картах). Всё это говорит о том, что местность тут на протяжении всей истории была первозданная, дикая, непроходимая. Кое-где попадаются изображения домиков, но их не очень много – птиц, зверей и деревьев больше. Есть несколько изображений лодок, на которых казаки пересекали реки, продвигаясь вглубь Сибири и уходя на Восток. Опять же лодки плывут вправо (в будущее), туда же смотрит и Атаман.

РАДИЩЕВ И ТУНГУС

Один персонаж на барельефе выделяется особо. Если до этого мы имели дело с безымянными образами, то в этот раз перед нами на барельефе конкретный человек. Александр Радищев. Скорее всего, скульптор намеренно указал фамилию российского писателя, потому что иначе невозможно было бы понять кто это. Связь его с Братском, мягко говоря, натянутая. Впрочем, для советской идеологии было более важным, за что писатель попал в Сибирь, а не то, какую он внёс роль в освоение края.

Из школьной программы мы знаем главное произведение Александра Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Это довольно резкая по тем временам книга, обличающую самодержавие и помещиков, как основу самодержавного строя. За эту книгу императрица Екатерина II приговорила писателя к смертной казни, однако потом приговор изменили на сибирскую ссылку. Местом ссылки определили Илимский острог, который, как нетрудно догадаться находился недалеко от нынешнего Усть-Илимска (возможно именно этот острог на барельефе находится позади фигуры Радищева). До него писатель добирался почти год.

В. Н. Гаврилов «А. Н. Радищев» (1954)

В Илимске Александр Радищев прожил четыре года (с 1792-го по 1796-й). Вёл хозяйство, изучал природу. Написал несколько книг, в основном философского и экономического толка. Не особенно страдал – помогали влиятельные друзья из европейской части страны. После смерти императрицы Екатерины вернулся в Петербург, где и прожил остаток жизни.

На барельефе Александр Радищев по-видимому работает с горном, который раздувает эвенк. Возможно, образ верящего в свободу и справедливость писателя из просвещенной Европейской России нужен для того, чтобы показать, что на эти земли русские принесли огонь знаний (Радищев = Прометей), которые с удовольствием приняло местное население, народы научились жить мирно и всё в таком духе.

Эвенк – кстати, единственный персонаж на всём диптихе (на правой и левой его части), который показывает, что до прихода русских здесь кто-то уже жил. Тему колонизации Сибири власти обходили стороной. Она ведь не всегда шла мирным путём.

Эвенки – это другое название тунгусов. Как у Пушкина в стихотворении “Памятник”: “ныне дикий тунгус”. Стихотворение 1836 года. То есть через 40 лет после того, как Александр Радищев уехал, эвенков всё равно не воспринимали как равноправных подданных Российской Империи.

“ИВАН СУСАНИН” И КРЕСТЬЯНЕ

В самом низу барельефа, под изображениями крестьян (мы о них ещё поговорим) автор оставил настоящую загадку: нотный стан со словам “Славься родная наша земля! Славься великий наш русский народ!” Очевидно, что речь идёт о какой-то песне.

Расположение нот под ногами крестьян неслучайно, потому что песня (а вернее хор) взята из оперы, рассказывающий о подвиге русского народа. Но к покорению Сибири подвиг, отношения не имеет. Речь идёт об опере “Иван Сусанин” и гимне “Славься”. Вы его наверняка слышали, но если вдруг нет, то можете послушать в следующем видео.

“Славься” звучит в заключительной сцене оперы, посвящённой борьбе русского народа с польскими интервентами в начале 17-го века (сейчас мы отмечаем 4 ноября приуроченный к изгнанию поляков из Москвы День народного единства). Музыку написал знаменитый русский композитор Михаил Глинка ещё в 30-х годах 19 века, но слова выбитые на Братской ГЭС появились в опере спустя сто лет. Первоначально опера Глинки называлась “Жизнь за царя”, а в либретто восхвалялся российский царь-государь. Советская переделка главным действующим лицом оперы сделала не царя, а народ. Критики говорят, что так получилось даже лучше.

Расположение гимна под идущими крестьянами в самом низу барельефа тоже имеет определённый смысл. Всё остальное как бы находится на их плечах. Советская идеология считала главными движущими силами истории народные массы. Простые крестьяне – как своеобразный фундамент становления Сибири.

Что же это за люди? С момента присоединения Сибири она заселялась крестьянами из европейской части страны. Но не очень активно. Изображённые здесь – это, скорее всего, те, которых переселял в Сибирь Пётр Столыпин, занимавший пост председателя совета министров Российской Империи с 1906 по 1911 годы. Не вдаваясь в подробности, скажем: “столыпинское переселение” существенно повысило число жителей Сибири. К С 1906 по 1914 году оно выросло в 2,5 раза.

Обратите внимание, в отличие от декабристов, мужчины-крестьяне не выглядят подавленными. Мужчины довольно бодро несут поклажу. Первый в ряду – уверенно смотрит вперёд (но не в будущее). Обращает на себя внимание ребёнок, который, как и жена декабриста видит светлое будущее, которое олицетворяет собой титан-красноармеец. Ещё один символ надежды. Замыкает колонну крестьян мужчина, ведущий оленей и несущий пилу. Явный намёк на животноводство и заготовку древесины – одни из главных занятий крестьян до того, как здесь началась строиться Братская ГЭС.

Правобережный барельеф Братской ГЭС показывает нам основные вехи развития Сибири и Братска после того, как на эту землю пришли казаки и до того, как он стал важнейшим промышленным городом Восточной Сибири. Временной промежуток охватывает период в несколько сотен лет. Левобережный барельеф в хронологическом плане сжат до нескольких десятилетий. Но о барельефе на левом берегу мы поговорим в следующий раз.

Если вам кажется, что мы что-то упустили или где-то допустили ошибку, обязательно напишите в комментариях. Ну или настучите на клавиатуре пару добрых слов (нам будет приятно). Будем, конечно, признательны и за материальную помощь проекту.

У этой записи 2 комментариев

  1. Очень интересно! ? Полезно знать и повторять историю России, как будто погружаешься в даль веков.

    1. Спасибо. Мы рады, что вам понравилась статья 🙂

Добавить комментарий

Закрыть меню